Ожидания изменений

Переход на электронные трудовые книжки и новая ежемесячная отчетность в ПФР по форме СЗВ-ТД

С 2020 года планируется ведение электронных трудовых книжек. Для этого сведения о трудовой деятельности сотрудников работодатели будут передавать в информационную систему ПФР по форме СЗВ-ТД, проект которой был опубликован на сайте ведомства еще в 2017 году. Рассмотрим подробнее возможные изменения и расскажем, какую работу в связи с ними, вероятно, придется провести работодателям.

На рассмотрение в Госдуму вынесено сразу три законопроекта. Они предполагают внесение изменений в ТК РФ, Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ и КоАП. В пояснительных записках к проектам сказано, что введение данных поправок позволит повысить уровень сохранности сведений о трудовой деятельности, упростит процедуру трудоустройства для сотрудников и снизит издержки работодателя.

Сейчас законопроекты находятся на стадии сбора отзывов и предложений, их предварительное рассмотрение советом Госдумы запланировано на 15 августа 2019 года. Ожидается, что в сентябре проекты рассмотрят в первом чтении, а до конца года законы будут приняты и опубликованы, тогда поправки вступят в силу уже с 1 января 2020 года.

Поправки в ТК РФ

Сейчас основным документом, в котором отражаются сведения о деятельности и стаже работника, является трудовая книжка (ст. 66 ТК РФ). Законопроект от 08.07.2019 № 748684-7 дополняет ТК РФ новой статьей. Если поправки примут, то согласно, новой ст. 66.1 ТК РФ, всю основную информацию о трудовой деятельности и стаже сотрудников работодатели будут представлять непосредственно в информационную систему ПФР: сведения о работнике, выполняемой им работе, приеме, увольнении и переводе, а также об основаниях прекращения трудового договора.

Планируется, что уже с 2021 года работодатели будут вести на бумажном носителе трудовые книжки только тех сотрудников, которые до конца 2020 года подадут об этом письменные заявления. Сведения о трудовой деятельности всех остальных сотрудников будут фиксироваться только в электронном виде, а работодатель должен будет раздать таким работникам трудовые книжки, поскольку больше не будет нести ответственности за их хранение. Тем, кто в 2021 году будет впервые устраиваться на работу, трудовые книжки на бумажном носителе заводиться не будут.

Работодатели должны будут по запросу сотрудника предоставлять ему сведения о трудовой деятельности за период работы в этой организации. Утвердить форму, по которой такие сведения будут выдаваться сотрудникам, а также порядок ее заполнения должен Роструд. Пока нет даже проектов этих документов.

Способы и форматы получения сотрудниками сведений о своей трудовой деятельности

Место получения сведенийФормат сведений
на бумажном носителе, заверенные надлежащим образомв форме электронного документа, подписанного КЭП*
Работодатель по последнему месту работы (за период работы у него)++ (при наличии КЭП у работодателя)
МФЦ (многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг)+
ПФР++
Портал госуслуг+

* КЭП — квалифицированная электронная подпись.

Поправки в 27-ФЗ

Законопроект от 08.07.2019 № 748744-7 предполагает внесение изменений в Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ. В соответствии с этими поправками индивидуальный лицевой счет дополнится разделом «Сведения о трудовой деятельности». В нем будут отражаться данные о приеме, переводе и увольнении, о профессии с указанием разряда, класса, категории, уровня квалификации, если таковые есть, а также реквизиты соответствующих приказов или распоряжений.

Планируется, что с 2020 года работодатели будут представлять сведения о трудовой деятельности в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, а начиная с 2021 года — сведения о приеме и увольнении не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа. Таким образом, в случае своевременного принятия законопроекта сведения о трудовой деятельности сотрудников впервые нужно будет подать 15 февраля 2020 года.

На данный момент в законопроекте сохраняется порядок, в соответствии с которым отчитываться в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, обязаны страхователи с численностью работников 25 и более. Однако мы не исключаем, что минимальная численность работников в этом случае может быть сокращена до 10 человек по аналогии с планируемыми изменениями по отчетности, которая сдается в ФНС.

Законопроект от 18.09.2018 № 02/04/09-18/00084113, который предполагает внесение соответствующих поправок в НК РФ, находится на экспертизе. Если поправки будут приняты Правительством РФ, то начиная с 1 января 2020 года все налоговые агенты и страхователи с численностью 10 и более человек должны будут представлять 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и ЕРСВ в электронной форме по ТКС.

Поправки в КоАП

Законопроект от 08.07.2019 № 748758-7 предусматривает дополнение ст. 5.27 КоАП частью 1.1 и поправки в часть 1 ст. 23.12 КоАП. Планируется ввести административную ответственность для должностных лиц в виде предупреждения за неоднократное (два и более раз в течение года) нарушение сроков представления либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности сотрудников. Осуществлять надзор за указанными нарушениями будет Роструд.

Форма для новой отчетности в ПФР

Проекты форм СЗВ-ТД и СЗИ-ТД были опубликованы на сайте ПФР еще в 2017 году. Страхователи будут представлять в ПФР сведения о трудовой деятельности работников по форме СЗВ-ТД. На основании этих сведений ПФР по запросу граждан будет формировать СЗИ-ТД — выписки из электронных трудовых книжек.

Проект печатной формы электронного документа СЗВ-ТД

В проекте СЗВ-ТД есть спецификация печатной формы, которая включает правила заполнения:

<1> Регистрационный номер в ПФР организации-работодателя, предоставившей форму.

<2> Наименование организации-работодателя, предоставившей форму.

<3>–<4> ИНН и КПП организации-работодателя, предоставившей форму.

<5> Отчетный период — месяц, поэтому нужно будет указывать порядковый номер соответствующего месяца в формате 01, 02, 03 и т. д.

<6> Год.

<7>–<10> Индивидуальные сведения работника: ФИО и СНИЛС.

<11> Дата проведения мероприятия.

<12> Вид мероприятия. Возможные значения:

  • 1 — прием на работу;
  • 2 — перевод;
  • 3 — увольнение;
  • 4 — переименование работодателя;
  • 5 — служба в армии;
  • 6 — образование;
  • 7 — обучение во время работы (курсы повышения квалификации, переквалификации и подготовки кадров);
  • 8 — награждение;
  • 9 — установление второй и последующих профессий или разряда;
  • 10 — исключение из непрерывного стажа;
  • 11 — восстановление непрерывного стажа;
  • 12 — запрет занимать должность.
  • <13>–<14> Должность, специальность, профессия, квалификация и структурное подразделение.

<15>–<16> Номер и пункт статьи ТК РФ.

<17>–<19> Наименование, дата и номер документа-основания.

<20>–<21> Наименование должности и ФИО руководителя.

<22> Дата передачи отчетной формы.

Однако проекта порядка заполнения формы СЗВ-ТД еще нет. Поэтому пока остаются вопросы по ее заполнению. Например, не ясно, нужно ли будет отражать ежемесячно сведения обо всех трудоустроенных или достаточно будет заполнить данные только по тем сотрудникам, статус которых в отчетный период изменился: приняты на работу, уволены, переведены на другую должность или в другое подразделение. В проекте СЗВ-ТД на данный момент нет кода для отражения сведений о работниках, статус которых не изменился.

Что делать работодателям

В случае принятия законопроекта работодатели должны будут в течение 2020 года сделать следующее:

  1. Внести изменения в соглашения и коллективные договоры и при необходимости принять новые или изменить существующие локальные нормативные акты.
  2. Обеспечить техническую готовность к передаче сведений о трудовой деятельности в информационную систему ПФР в электронном виде. Формировать сведения о трудовой деятельности застрахованных в форме электронных документов работодатели смогут с помощью своих программно-технических средств либо с помощью электронного сервиса ПФР. Тем компаниям, у которых все необходимые сведения о сотрудниках оцифрованы (ФИО, СНИЛС, должность, подразделение и пр.), достаточно будет подгрузить данные и передать их в ПФР по ТКС. Основная работа по приведению их в соответствие форматам требований ПФР в этом случае будет происходить на стороне оператора ТКС. Тем же, кто учет сведений о трудовой деятельности сотрудников сегодня ведет преимущественно на бумаге, стоит уже сейчас позаботиться о том, с помощью каких программных средств эти данные будут оцифрованы.
  3. Уведомить работников в письменной форме об изменениях трудового законодательства, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника выбрать, в каком формате дальше будут отражаться сведения о его трудовой деятельности.

Как отслеживать изменения?

Представители СКБ Контур 15 июля участвовали в мероприятии, на котором специалисты ПФР обсуждали с разработчиками программных продуктов по кадровому и бухгалтерскому учету форматы передаваемых сведений (форму СЗВ-ТД) для электронных трудовых книжек. Эксперты Контура отслеживают все изменения и ведут необходимую работу по реализации новых форматов, чтобы к моменту запуска электронных трудовых книжек заполнение и отправка форм в ПФР были реализованы в системе отчетности.

Как только статус законопроекта изменится, мы расскажем вам об этом, а к моменту сдачи первой отчетности подготовим инструкции по заполнению новой формы.

Отслеживать самые значимые изменения законодательства можно в обзоре. Когда законопроекты пройдут третьи чтения, мы добавим информацию о них в раздел «Страховые взносы».

Над материалом работали
Елена Кулакова, эксперт Контур.Экстерна,
Ирина Васильева, эксперт Контур.Норматива

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Прокрутить вверх
×